фоновое изображение я-папа

Я - отец и 7 навыков

Сравнение, сопоставление, факты

Принципы “7 навыков”

  1. Будь проактивным
  2. Визуализируй цель
  3. Сначала - важное
  4. Win - win
  5. Сначала - пойми
  6. Синергия
  7. Затачивай пилу!
  1. Принципы “я - отец”
  2. Последовательность
  3. Знание перспектив
  4. Ребёнок - личность
  5. Ты - отец
  6. Обучение
  7. Честность
  8. Принципы - система

Интересно, что свою книгу я прочитал в голове, а потом переложил на электронную бумагу ещё до прочтения С. Кови и его бестселлера “7 навыков высокоэффективных людей”. Скажу больше - до “5 принципов про-активного мышления” и “12 недель в году”.

И после этого - встретилась мне эта, очень специфичная, но от того - интересная и мотивирующая литература.

Надо сказать, удивился больше всего тому, что принципы, указанные в моей книге фактически полностью пересекаются с теми, что были выведены Стивеном Кови в результате тщательного анализа литературы более чем за 200 лет. Недаром он обозначил их как естественные, то есть не зависящие от человека.

В этом эссе попробую сравнить указанные позиции.

Начну, пожалуй, с очевидного: визуализирования цели и знания перспектив. Здесь всё понятно без лишних комментариев: если хочешь чего-то добиться, надо прежде всего обозначить чётко - чего, а затем стараться всеми силами этого достичь. Нужна конкретика и выработанная методика, которая, впрочем, может отличаться в нюансах.

Но, если присмотреться, а точнее - вчитаться, то проактивность и последовательность - означают одно и то же. Мне даже не нужно ходить далеко по тексту, вот начало главы о первом принципе: “именно её столь не хватает в семьях: ведь не так важно, будет ли твой сын или дочь художником или акробатом, куда важнее — почему и как именно он или она станут ими. По принуждению? Волею случая? Или же от нужды?”. Именно на эти вопросы я пытаюсь ответить в течение всей книги и именно ответы на них означают, что я, ты или кто-то ещё как отец должен полагаться не на рефлексы (силу), судьбу или обстоятельства, а на своё отношение к ним.

Вот как определяется проактивность в широком смысле: “проактивность — представление о природе психики человека …. согласно ему, между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на них лежит свободная независимая воля. Способность самим выбирать свою реакцию на внешние раздражители и есть проактивность”.

Я бы сказал, что последовательность в том смысле, в каком о ней говорится в “Я - отец” даже шире проактивности и включает в себя аспекты принципов “сначала понять, потом - быть понятым”, “затачивания пилы” и выделения важного, что делается в первую очередь.

Возможно ли это?

Да, безусловно, потому как принципы - сложная и взаимосвязанная система, как, скажем, кварки: чем больше мы пытаемся их отделить друг от друга, тем сильнее они между собой становятся связаны. Использовать только один из них не возможно - это будет нарушение какого-то иного из набора.

Идём далее.

Ребёнок - личность и сначала то, что нужно делать сначала, казалось бы, звучат по-разному, но на самом деле означают они одно и то же. Опять же, цитирую книгу “Я - отец”: “ребёнок — личность. Не просто мальчик или девочка. Не только человек, но именно — личность, т.е., как говорят не модные нынче учёные-философы, — существо биосоциальное”.

Соответственно, сосредоточиться нужно на главном: не на половом (в смысле гендерных различий) воспитании, физическом или интеллектуальном развитии, а на цельности ребёнка. Важно ли это? Безусловно, ведь именно аналитический подход разделяет семьи. Но, впрочем, об этом мы ещё поговорим во второй части книги, а пока - “win - win”.

Этот принцип - “выиграл-выиграл” вообще очень развит на Западе. У нас его одно время забросили и сейчас вновь - приходят к нему же. Почему? Потому как человек - существо не столько и не только эгоистическое, сколько двунаправленное: и на себя, и на общество. При этом в себе он видит только прошлое и настоящее. А будущее - всегда в обществе. Прошлое и настоящее тоже, но будущее - всегда связано с социумом: даже если кто-то мечтает быть отшельником, то это всего лишь означает, что данная личность хочет отгородиться от окружающих.

Принцип “ты - отец” говорит как раз об этом: позиция пришёл - воспитал (выиграл - проиграл) или Деда Мороза (ты - проиграл, ребёнок - выиграл) - ущербны. Тем более, априори немощен подход “проиграл - выиграл”: этот случай описан как “отец - друг”. Про “проиграл - проиграл” говорить в рамках книги вообще не стоило: ребёнок - не тот человек, с которым вообще стоит экспериментировать таким образом.

Скажу честно, что даже сейчас, набирая строки выше - удивляюсь: почему? Потому как принципы накладываются друг на друга на столько, что даже немного не по себе. Видимо, люди не просто одинаковы по своей внутренней составляющей, но ещё и взаимозависимы, вне зависимости от стран, континентов и … даже планет. Только учат их иному.

А вот далее прямого наложения нет. Опять же ответ очень прост: принципы и не должны накладываться друг на друга полностью, т.к. у Кови это принципы жизни, у меня - её части. Поэтому они пересекаются и вторые - находятся в первых, но как именно - это уже вопрос методики и развития.

Например, “моя” честность и понимание Кови - устанавливают в общем-то схожие критерии. Но честность предполагает ещё и проактивность, которая в итоге с знаниями должна привести к “w-w” или совместной победе, как для себя обозначил эту идею.

Итак, из “я - отец” остались - обучение и системность, из “7 навыков” - синергия и затачивание пилы. Думаю, если читали последнюю из двух книг, то уже догадались, что здесь как раз наложение и довольно существенно: синергия предполагает, что целое - больше суммы слагаемых, системность говорит ровно о том же самом. А именно: только когда данный подход реализуется полностью, с соблюдением всех принципов, только в этом случае воспитание может получить дополнительный, как принято говорить - синергетический, эффект. У Кови есть прекрасное описание взаимодействия принципов: если когда-нибудь посчастливится (пере)читать его педагогический роман - обязательно сравните с моей концовкой: “если ты честен, но не видишь перспектив, т.е. не понимаешь, каким будет твой ребёнок, то он может быть и глупым, хотя и честным. Если ты видишь будущее, но нечестно относишься к настоящему, то твой ребёнок может жить в бедности, ведь тебя заботят перспективы, а не цели их достижения”.

Наконец, обучение и затачивание пилы - суть одинаковые вещи, но в разных ракурсах. Хотя - очень схожих. В любом случае: без подготовки не бывает хорошего дела и в воспитании детей - в первую очередь.

Повторюсь, что был крайне удивлён, насколько сильно переплетены категории, которые вывел из разных книг, проанализированных (и, конечно же, просинтезированных) ситуаций, личного и опыта знакомых людей, и категории, о которых тщательно повествуется одним из интереснейших людей современности. С другой стороны это как раз свидетельствует о незыблемости данных принципов с одной стороны, а с другой - их возможном развитии в заданных рамках: ведь свобода - это выбор, сделанный по каким-то критериям. Критерии выбираем мы, но многое - уже дано. Наша задача - изменить начальные координаты, чтобы достичь цели.

Как именно - скоро: во второй части “я - отец”.

Теги: 7 навыков, принципы воспитания, я - отец, попов книга

семь путей отца и ребёнка

главная    vkontakte     статьи     рецензии   

Наверх