фоновое изображение я-папа

Лайфхаки для отцов

Решил начать сборник рецептов жизненных ситуаций с малого - с 10 советов, которые могут помочь в воспитании.

Да и сразу: это не какие-то короткие практические рекомендации, а вновь лайфхаки личной идеологии, т.е. то, что раскрывает суть вопроса, а не просто даёт инструкцию к применению.

1. Цензура и критичное мышление.

В книге “я - отец: принципы воспитания личности” аж 2 раза рассказано о мультфильмах. Почему? Потому что дети любят смотреть анимацию. О причинах, впрочем, в книге тоже рассказано. Но я всё же начну этот цикл именно с этого совета: подбор нужно делать всегда заранее.

На всех гаджетах (если таковых несколько), т.к. не известно, какой из них и когда пригодится. Воспитывать на планшетах и проч. (читай об этом - здесь) - не верно. Но не использовать для воспитания весь спектр возможностей - тем более.

Ведь в процессе воспитания накопление информации - важная составляющая. Просто она должна быть не единственной.

Поэтому, подбор мульт- и фильмов - это не только скачать огромное количество таковых и оставить на HDD (SDD). Нет. Это кропотливый процесс рецензирования: что именно несёт в себе данная лента, какие новации может почерпнуть из неё ребёнок, сколько времени займёт просмотр, в какой последовательности нужно показывать части и т.д. Более того, нужно донести до любвеобильных бабушек и молчаливых дедушек (или наоборот), что втюхивать телевизор малолетнему созданию, которое в общем-то является их непосредственным отпрыском в салюте жизни, не стоит. Безусловно, многие скажут, что “яйца курицу не учат”, но к 20-30 годам уже пора уметь находить нужный тон и искать не компромиссы, а решения.

Наконец, последний аспект - в местах, где ребёнок сталкивается с неконтролируемым потоком информации (торгово-развлекательные центры, детские площадки на базах отдыха и прочее), нужно, во-первых, ограничить данный поток, например, попросить переключить канал или поставить другое видео, если мультфильм - слишком не для детского ума (будь это хоть Симпсоны, хоть Спанч, хоть кто-то ещё). Во-вторых, важно показать негативные последствия просмотра для других (а они всегда есть: достаточно понаблюдать за зомбированием в так называемых игровых комнатах, где разрешено всё и даже немного больше).

Особенно это касается детских садов, где нынче воспитатели (точнее было бы их назвать - надсмотрщики за малолетними) любят решать вопросы присмотра просмотром: а ведь в садах дети иногда проводят большую часть своего дня.

Итак, совет следующий:

  1. 1. Цензура каждой ленты;
  2. Принципы для окружения ребёнка, которые должны соблюдаться и этот процесс нужно контролировать;
  3. И самое главное - разговор по душам относительно просмотренного (пусть даже не прошедшего жёсткий контроль) материала. Это единственно важный пункт, остальные могут быть гибкими, этот - нет: человек с детства должен научиться отделять зёрна от плевел.

Например, моя дочь не так часто посещает стены своего дошкольного учреждения. Но всё же бывает там несколько раз в месяц (почему - расскажу отдельно). И там крутят современные, т.е. абсолютно бесполезные с точки зрения развития личности, мультфильмы. Не всегда и не все, но это факт. И что же? Всякий раз бить словом воспитателя-надсмоторщика и делать замечания? Можно, но мир - это не иллюзия, он реальный и в нём всегда есть масса не приятного, не понятного, не достойного, не внятного и ещё много другого не.

Поэтому дочь приходит и мы обсуждаем с ней увиденное, услышанное и понятое. Что-то относим к хорошему, что-то - к плохому, но главное она сама делает выводы, я - лишь помогаю ей сформулировать самые сложные мысли до конца.

Сейчас ей 5, но так было и в 2, и в 3, и в 4. Она развивается, делает с каждым разом более тщательный анализ, но главное - делает его без моего давления, навязанной позиции и прочее. Хотя, безусловно, принципы, которые исповедую сам, - видны и в её глазах. Но не в этом ли суть вопроса?

2. Серия книг.

Всегда нужно иметь серию книг с любимыми героями. Например, у нас - это истории про Папу Онестуса и его крольчат. Они небольшие, но в них есть три несомненных плюса: прекрасные сопроводительные картинки - а, как ни крути, дети любят, когда есть не только что по-читать, но и по-смотреть, тем более что это помогает развивать им фантазию и пресловутую многофункциональность, но с человеческим, а не компьютерным лицом; второе - отличные сюжеты, с жизненными аллегориями, которые расставляют точки над всеми нужными i (что такое дружба, предательство, совесть, любовь и проч.); третье - язык.

Пожалуй, последнее - очень редкое явление для современных книг: зачастую даже старые сказки обрубаются и подаются под таким соусом, что вкус основного блюда - фабулы - уже не чувствуется. А всё потому, что мы, люди этой самой современности, постоянно пробуем упростить, облегчить. Как будто наши достижения - не что иное, как литота всего сложного и многогранного. За примером ходить далеко не нужно: достаточно посмотреть на современные смартфоны, чтобы убедиться, что они отнюдь не состоят из пластмассы, железа и стекла. Нет: в них вложен кропотливый труд сотен, даже тысяч работников, интеллект лучших умов и работы изысканных мастеров современности - промышленных дизайнеров. Чтобы понять это глубже - достаточно попробовать собрать телефон самому и довести его хотя бы до подобия вездесущего iPhone или Note от Sumsung’а.

Зачем же нужна серия?

Да потому как бывают моменты, когда время на чтение появилось здесь и сейчас (например, мне должен был позвонить клиент, но не сделал этого и перенёс общение на 1 час, значит - 1 час у меня всё равно идёт “окном”, почему и не потратить его на интересное общение?), а выбор - дело утомительное. Когда же есть серия, которая изначально одобрена тобой, супругой или даже кем-то из родственников. В любом случае - тобой, т.к. иначе какой же ты отец?

Все мы имеем не приятное свойство - уставать: мы устаём от слишком долгих праздников и перегрузок на работе, от потока информации и не глубокой тишины, от хмурого неба и перегрева на солнце. От разных факторов и при разных обстоятельствах. Но усталость - в общем и целом - нормальное свойство человека. К ней нужно просто быть готовым.

Поэтому снизить риск от того, что нечто сделано в период усталости по инерции, а она - страшная сила, можно лишь 2 способами: 1й самый надёжный - быть готовым заранее, 2й не так хорош для большинства из нас - делать даже в период усталости всё от и до, но это - работа на износ, которая никому ещё не принесла ничего хорошего (именно работа, а не труд).

Вот и ответ: серия решает и проблему выбора, и проблему усталости, и проблему личной связи с ребёнком в нужный момент. Вербальной, заметь, связи в первую очередь.

Главное, чтобы она - не стала единственным чтением. Ведь сериалы губительным тем, что в них сюжет зачастую на столько прозрачен, что пропуск 1-3 серий легко восполнить, а значит - теряется ценность материала.

3. Готовка быстрых блюд.

На мой взгляд нужно уметь готовить еду не только сытно, вкусно, но зачастую и быстро: не для того, чтобы побыстрее избавиться от этой обязанности, а для того, чтобы даже в момент абсолютного изнеможении (а они ведь бывают?) можно было заменить супругу, которая, например, в это время уехала по делам, ушла за личными покупками, на прогулку с подругами, в фитнес-клуб или куда-то ещё.

И речь не только о сосисках с переваренными макаронами. Даже обычную яичницу лучше заменить полноценным омлетом с молоком, который можно сделать минуты за 2. Правда, томиться он будет ещё минут 15-20 (пережаренная пища - прямая дорога к бездарному вкусу и плохому здоровью).

Какой-то простой салат, суп, блины…. Вариантов тут масса, главное, чтобы это готовилось на автомате. Вот в чём лайфхак: это даже можно превратить в ритуал, привлекая детей к процессу (с 1,5 лет они вполне способны участвовать в этом активно, а иногда и раньше).

К сожалению, кулинария - пока не самая сильная моя сторона. Тому есть объективное объяснение. Но кормить детей лапшой быстрого приготовления, конфетами, теми же сосисками и прочими полуфабрикатами - довольно странный выбор: сразу возникает ощущение, что человек строит дом как 2 первых поросёнка из известной сказки - лишь бы побыстрее, а что будет после - трава не расти!

Мы вообще нынче любим ставить всё на поток, лишь бы самим было комфортно: за комфорт мы готовы хоть к геноциду, хоть к суициду (в первую очередь собственного нутра). Комфортно - значит хорошо… только в мире потребителей. В остальных цивилизациях это означает преждевременную смерть.

4. Мини-традиции.

Сегодня традиции в целом воспринимаются как нечто архаичное, ненужное, забытое. На самом деле именно традиции, когда в них заложен сакральный смысл, но отсутствует излишняя помпезность и формализм, создают и семью, и общество. Мы просто об этом редко задумываемся: например, сегодня Великая Война стала именно традицией, об истоках которой знают далеко не все и не всё, но тем не менее - она массовая, потому общество 90х, общество без традиций, показало себя во всей красе - как общество отрицания, но не более.

Традиций не должно быть много: уникальность - их важная составляющая.

Например, у нас складывается традиция ездить на новогодние праздники за город, на Байкал. Это полезно, красиво и не так шумно, как в городе. Да и сделать это можно за любые деньги. Ещё мы смотрим 1 передачу всей семьёй - о путешествиях. Конечно, один бы я не стал тратить час на это, но доступность материала, новые горизонты и разные страны - то, что нужно детям для расширения кругозора (опять же - принцип критичной оценки и необходимой цензуры никто не отменял).

Наконец, традиция может быть и сезонной, например, ходить с ребёнком каждую пятницу после работы кататься на санках или велосипеде.

Словом, много можно придумать мелочей, главное - чтобы:

5. Нужен контакт.

Об этом я тоже писал в книге, но здесь хочу кое-что прояснить, т.к. поступило ряд вопросов.

Во-первых, контакт должен быть всегда: с момента как зашёл домой и до момента, когда дети уснули (и потом, соответственно и если попадает под временной график, - проснулись).

Если терять контакт, как правило это бывает, когда человек погружается в компьютер (а мне, как человеку, который работает в IT-бизнесе это особенно сложно даётся), то это почти то же самое, когда его вовсе нет. Иногда - даже хуже.

Но есть ещё одна важная вещь: дети, как ты, наверное, замечал ко многим вещам и явлениям относятся как чему-то новому. Это из-за отсутствия опыта: мозг ведь накапливает его постепенно. Поэтому и чувству у них иные, не как у взрослых. И в этом кроется простой lifehack: визуальный, вербальный, тактильный и даже контакт на уровне обоняния - важен.

К сожалению, могу добавить, что мы часто об этом забываем, оставляя приоритет за чем-то одним: у нас самих в общем-то начинается ломка, т.к. в обыденной жизни это не анализируется, по крайне мере - редко кем.

Вербальный контакт можно установить при изучении новых слов, чтении, обсуждении просмотренных книг; визуальный - при совместном рисовании, лепке или даже катании на тюбах; тактильный - при встрече или прощании, совместных физических играх; а вот запаховый…

Для каждого будет сложен один (а то и 2) вида контактов. Для меня именно запахи являются камнем преткновения, потому как я сам их остро чувствую и всегда настороженно отношусь к людям, которые пахнут как-то чересчур или, напротив, не обладают чётким, собственным ароматом.

Ровно также какой-то контакт (многие останавливаются на визуальном, что не верно, т.к. наш мир сейчас заполнен именно в этой области) будет выбран приоритетным, но всё равно нужно скрупулёзно подходить к каждому из них, т.к. иначе мы рискуем оставить хранилище памяти собственного ребёнка не заполненным нужными и важными вещами, оставляя место для явного хлама.

Для меня детство - это запах реки, леса, старого подполья, дедовских ружей, талого снега, первых грибов, свежевыкапанной картошки, бензина с маслом на лодочной станции, рыбы и алюминия лодки… Вот об этих запахах-воспоминаниях идёт речь.

6. Стань экспертом.

Чтобы реализовать предыдущее, стоит сделать ещё одно: в какой-то отрасли (не обязательно одной и не обязательно смежных) следует стать гуру в глазах ребёнка. Безусловно, это должна быть сфера, в которой ты действительно неплохо разбираешься, дабы потом не наступило разочарования.

Зачем?

Это позволит отвечать на вопросы даже тогда, когда они заданы в твоё отсутствие. Например, дочка может спросить у матери, бабушки, дедушки, дяди и т.д. что-то о строении Солнечной системы, но потом - обязательно спросит и у меня, т.к. знает, что я люблю Космос и всё, с ним связанное, да и ей стараюсь рассказывать из этой области как можно больше.

Но это может быть и ремонт мебели, строение автомобиля, заваривание чая - одним словом: что угодно.

Это и есть возможность установить тактильный, визуальный, запаховый, вербальный и прочие контакты. Не только установить, но и отложить их в памяти.

Кстати, в прошлом (2015) году вышел новый мультфильм от Pixar - “Головоломка”, который как раз считаю неплохим и вполне себе подтверждающим тезис выше.

7. Заведи полезную привычку.

Вот их перечислять точно не вижу смысла, но ради примера приведу несколько: это может быть создание экспромтов как гимнастика для ума; совместная уборка в квартире или любом другом помещении; пересказ вновь прочитанного и т.д. Главное, чтобы, во-первых, ребёнок был активной персоной, а не пассивным наблюдателем; во-вторых, чтобы это было полезно обоим, и окружающим по возможности.

Например, с дочерью мы учим устный счёт, когда куда-нибудь идём вместе (будь то магазин, лес или школа развития). При совместных играх стараемся за одно и тренироваться: на площадке или дома.

Ведь именно в игровом режиме дети проще всего усваивают то, что порой не достигается ни муштрой, ни зубрёжкой, ни какими-то иными методами.

Польза от этого очевидна, главное - не нарушать покой других, о чём, к сожалению, многие мои современники забывают: ведь когда ребёнок орёт в театре ответ на вопрос, заданный ещё до начала спектакля, или расталкивает детей помладше, дабы добраться до заветных турников - все старания по воспитанию выглядят, как минимум, натянутыми, не естественными.

Конечно, это только малая доля того, что можно и нужно делать. Но, как известно, любой великий путь начинается с первого шага.

мудрости быта отцам

главная    vkontakte     статьи     рецензии   

Наверх